Электронная торговая площадка “SIZNET” ищет нового собственника
+7(499)7556006
Главная  |  Новости  |  Статьи  |  

Новости рынка СИЗ

Все новости
Опубликовано: 27.02.2017

Техника безопасности на языке эмоций и ценностей



Своим опытом делится Светлана Асон, руководитель отдела «Энергетика», ГК «Энергоконтракт», эксперт по применению средств индивидуальной защиты на предприятиях энергетической отрасли.

Наша зона ответственности – персонал, работа которого связана со смертельными рисками. Мы уже более 20 лет разрабатываем и производим специальную одежду для защиты от электрической дуги и других опасных факторов объектов электроэнергетики. За это время культура безопасности и система управления охраной труда кардинально поменялись, колоссальный прогресс и в технологических решениях, и в масштабах работы служб охраны труда с электротехническим персоналом. И все же проблемы остаются. По данным Минэнерго, порядка 70% несчастных случаев на объектах электроэнергетики связаны с человеческим фактором, будь то пренебрежение правилами или же банальная неосторожность. Можно бесконечно обновлять технологии и оборудование, совершенствовать теории и дополнять инструкции, но человеческий фактор останется, пока работают люди, а не роботы с искусственным интеллектом, запрограммированные и действующие по регламентам. Снизить частоту проявления этого недостатка «естественного интеллекта» можно, если поднимать уровень осознанности в действиях.

Я не сторонник агитационных материалов – их век прошел. Мы уже все устали от нравоучений и менторского тона. В своих обучающих семинарах мы адаптируем зубодробительные инструкции таким образом, чтобы был элемент эмоционального воздействия. Поясню, что в нашем случае речь идет о самых печальных последствиях халатности в части техники безопасности. Хотя люди имеют дело с абсолютной рутиной и стандартными рабочими процедурами, фактически они ежедневно рискуют здоровьем и жизнью, ведь они работают с электрическим током. Поэтому наша задача выдернуть их из ощущения обыденности происходящего, которое притупляет осторожность. И нравоучения тут не сработают. Мы ставим себя на место человека в нашей спецодежде: что бы его тронуло, что бы запомнилось, что бы могло убедить или даже переубедить. Не нагружая семинары терминологией и технической информацией из совершенно чуждой электромонтерам и специалистам по охране труда сферы, мы говорим о самых понятных вещах: здоровье, семье, товариществе, ответственности за себя и свою бригаду.

Одно время на встречах с теми, кто пользуется нашими средствами индивидуальной защиты, мы показывали фокусы. Это были настоящие шоу с участием иллюзиониста, которому как бы противостоял наш технический гений. Никакой ловкости рук, никакого мошенничества – только наглядная демонстрация особых свойств материалов и защитных костюмов из них. В развлекательном формате в режиме «здесь и сейчас» мы доказывали, как и почему ткань, которая для обывателя внешне не отличается от других, может остановить жар в несколько тысяч градусов, например. Мы добивались принципиально важного – понимания и доверия.

Довольно частая практика – демонстрация шокирующих кадров и устрашающих фильмов о несчастных случаях на производстве. Наш опыт показывает, что это действует разве что на новичков, да и то ненадолго. На работников с большим стажем, а иногда и многолетним опытом пренебрежения техникой безопасности, это не оказывает должного воздействия. Люди просто неосознанно самоустраняются от такой ситуации и не транслируют опасность по аналогии на самих себя. В то же время, если где-то произошел несчастный случай, и у нас есть возможность проработать ситуацию с персоналом этого предприятия, мы стараемся максимально подробно разобрать причины и ПЕРВОпричины случившегося. Здесь на руку объективная сопричастность людей к трагедии – территориальная и временная. Это как якорь. Причины произошедшего, как и почему не надо делать, запоминались лучше, т.к. речь шла о том, что людям максимально близко и понятно – это их коллега и прямо сейчас, в таких же условиях как они.

Иногда в ходе таких встреч вскрываются такие факты, которые позволяют выявить конкретный случай «человеческого фактора» и искоренить его «источник». Вспоминается ситуация, когда несчастный случай произошел по вине работника, который пренебрег правилом (правилами) применения защитной спецодежды. Вместо хлопчатобумажного белья под термостойкой курткой у него оказалась синтетическая ткань. Случилось ЧП с электрической дугой, человек попал под воздействие мощного теплового потока. Спецодежда сработала, остановила обжигающий жар… но запрещенная синтетика под специальной курткой буквально расплавилась на коже. К сожалению, это был несчастный случай с летальным исходом. Когда стали разбираться в самой сути этого частного случая человеческой халатности, выяснили, что людей вынуждает так поступать особенность климата и условий труда.

Для персонала, который работал в основном в помещении и изредка и недолго на открытом пространстве, не было необходимости в зимней экипировке, но в межсезонье иногда было некомфортно работать в одной летней куртке и люди самовольно утеплялись в нарушение техники безопасности. Ну действительно, какая работа, если холодно… А нюансы такого простого решения, как надеть «домашнюю» кофту под рабочую одежду, просто для многих не были очевидны. Именно тогда специалисты по охране труда забили тревогу и запросили у нашей компании решение. Оно было найдено – с тех пор есть и термостойкое белье, и термостойкий свитер, в котором и тепло, и безопасно. Один источник человеческого фактора остался в прошлом. Но цена этого – как минимум одна жизнь.

Однажды на очередном мероприятии, посвященном вопросам охраны труда, мне довелось общаться с коллегами по ОТ, и тогда все разделились на два лагеря: тех, кто верит во всемогущество инструкций, и тех, кто сомневается. Логика последних была в том, что, следуя инструкциям на автопилоте, в нестандартной ситуации человек не включает разум. Он просто действует по шаблону, а не осознанно решает сиюминутную задачу.

Мы часто видим, что проблема не в том, что люди чего-то не знают. Система охраны труда в нашей стране организована очень четко, по некоторым стандартам и требованиям мы превосходим зарубежных коллег. Постоянное обучение и проверка знаний персонала – все это есть на предприятиях и с этим очень строго. Незнание – это редкий случай, непонимание – вот это действительно большая проблема. Важно донести не только факты, но и достучаться до их восприятия. Важно максимальное присутствие предельно простых и доступных разъяснений в повседневной жизни человека. Наши рекомендации по применению средств индивидуальной защиты мы оформляем, к примеру, в виде плакатов-наклеек, которые размещаются в шкафчиках персонала в раздевалках – всегда перед глазами. На этих плакатах очень наглядно и кратко изложена основная информация, она откладывается на подкорке. Хотя по силе воздействия личное общение и ответы на вопросы все же эффективнее.

И конечно, необходим контроль за выполнением правил. По нашему опыту, контроль наиболее действенный и результативный там, где актуальна формула: Контроль=Забота.

(По материалам компании)

Важно

09.03.2017 "Восток-Сервис" открыл новую швейную фабрику в Великом ... В конце февраля в рамках 25-летия ГК «Восток-Сервис» в Великом ... подробнее

27.02.2017 Техника безопасности на языке эмоций и ценностей подробнее

Возврат к списку


Добро пожаловать на Siznet.ru
Восстановление пароля
Я новый посетитель

Чтобы публиковать объявления на Сизнете, нужно зарегистрироваться. Это просто и займёт всего одну минуту.

Зарегистрироваться